Детский психолог: Современные родители своих детей не слышат

Рубрика: Общество;  9-04-2014, 16:07;  Просмотров: 316
Детский психолог: Современные родители своих детей не слышатУСПЕТЬ ДО «ПОПЕРЕК КРОВАТИ»

– Татьяна Васильевна, когда нужно начинать заниматься воспитанием своего ребенка?
– Заниматься воспитанием своего ребенка нужно начинать тогда, когда вы решили его завести. Проще говоря, начните с себя. Ведь на осине не растут апельсины.
Я всегда вспоминаю одну притчу. Человек попал в город и увидел на одной из улиц магазин с необычной вывеской: «Исполнение желаний». Он зашел туда и опешил: за прилавком стоял Бог. Человек поинтересовался, на самом ли деле он может исполнить любое желание. Бог спросил у него:
– А чего ты хочешь?
– Хорошую семью и детей, которые бы любили меня и почитали в старости.
Бог в ответ подарил ему маленькую коробочку. Человек удивился: я просил так много, а получил лишь эту маленькую коробочку. Внутри оказались зерна.
– Твоя задача взрастить их. Какими они будут, зависит только от тебя…
То же самое и с детьми. Дары, которые заложены в ребенке, сложно развить и сохранить. Сорняки в нем прорастут и сами, ведь, правда?

– Имеет ли право на существование народная мудрость о том, что воспитывать ребенка нужно до тех пор, пока он лежит поперек кровати?
– Воспитывать ребенка нужно до пяти лет. После пяти – коррекция. И помните, что ребенок учится тому, что видит у себя в доме. Например, мама говорит Светочке: «Никогда не обманывай учительницу». При этом сама, идя за руку с дочкой, нахваливает платье встретившейся знакомой, а дома восклицает: «Ну что за безвкусица!». Естесственно, девочка впитает это, что бы вы потом ей не говорили и чему бы хорошему не учили!
К слову, профессор Алексей Осипов из Московской духовной академии даже говорил о том, что есть родовой грех. Это те страсти, которые передаются из поколения в поколение: алчность, зависть.
Важную роль играет эмоциональное состояние матери во время беременности. Когда ребенок рождается, каркас в нем уже заложен: у кого-то наблюдаются черты флегматика, у кого-то – холерика. Вот почему в одной семье может быть трое детей, но все они разные.
Ко всем детям нужен отдельный подход. Одному растению нужна горная река, влага, другому – солнце. И если эти условия благоприятны – произрастает хорошее растение. Так и в воспитании вашего чада.

– Есть ли различия в воспитании мальчиков и девочек?
– Безусловно. Мужчины и женщины – с разных планет. И мальчики, и девочки тоже.
Начиная с того, что игры у них должны быть разные. Даже в четыре года девочка должна чувствовать себя девочкой. Одевайте ее в платьица, завязывайте бантики.
Если мальчик плачет, зачем кричать на него и говорить, что ему нельзя, «он же мужчина». Пожалейте его, успокойте.
Вообще, ученые выяснили, что человеку для комфортного существования нужно восемь объятий в день. А еще – последовательность в воспитании, единый подход в этом деле у мамы, папы и бабушек с дедушками.

– Но если ребенок настоящий непоседа, шумный, активный, его не унять и не успокоить, многие родители начинают беспокоиться. Стоит ли?
– Современных мам, конечно, устраивает, когда ребеночек спокойно сидит часами в углу и играется с машинками, а в это время можно заняться своими делами. Но если он гиперактивный, родителям нужно уделять ему больше внимания: идти вместе гулять, заниматься спортом, водить в кружки, чтобы его энергия выплескивалась. И чем больше он попробует, тем лучше. Ничего страшного, если он походит не в одну спортивную школу, а в несколько. Пусть ищет себя, чтобы в подростковом возрасте он знал, что его и что ему ближе.
Но если подавлять такого ребенка, то невостребованная энергия будет уходить в негативное русло.

– Сколько ребенку можно сидеть за компьютером?
– Опять же, кого-то устраивает, что ребенок смотрит часами в монитор и родитель в это время свободен. Но все должно быть дозировано, поэтому ребенка нужно заранее предупредить, сколько ему позволено играть на компьютере. Помните, что ваше чадо должно знать и другие радости: бассейн, книги, помощь в быту.

ВОПРОСЫ КАРМАННО-ДЕНЕЖНЫЕ

– Наверное, многим знакома картина: крик, плач, слезы, топание ногами. Увидев что-то на витрине в магазине, ребенок заявляет: «Хочу», и ничего не поделаешь. Что делать родителям, чтобы не было этих вымогательств?
– Конечно, вразумлять ребенка, что у вас нет денег, бессмысленно, он все равно этого не поймет. Но и каждый раз идти у него на поводу и покупать все, на что он укажет, нельзя. Сегодня топнул одной ножкой, завтра топнет двумя. Нужно переключать и занимать его внимание. Например, предварительно обговорить список покупок, сделать его сопричастником этого действа. Пусть он будет вовлечен в этот процесс полностью.
Ребенок должен видеть, как в семье зарабатываются деньги. Для этого не нужно делать раскладку по бюджету, а показать, куда уходят семейные финансы.
Моя знакомая одна воспитывает троих детей. Старший пятиклассник уже делает покупки сам, он даже знает, в каком магазине дешевле. Да, он хочет себе телефон, но соизмеряет свои запросы с возможностями мамы. А ребенок, который не знает, что сколько стоит, будет топать ногой и требовать.

– Нужно ли давать детям карманные деньги?
– Нужно помогать ребенку их тратить грамотно: не на жвачки или чипсы. Он должен учиться правильно распоряжаться содержимым своего кошелька. У него можно спросить, чего он больше всего хочет, и предложить собирать денежки в копилочку.

– Но все равно в школе всем классом все дружно идут в буфет за чипсами…
– Да, а потом приходят мамы с девочками, которые весят как взрослые. Здесь опять же: ребенок учится тому, что видит у себя дома, поэтому нужно его учить и культуре питания. А если дома сковородочка с жареной картошкой – это нормально, тогда о чем разговор…
В продолжение денежной темы важно отметить, что покупать оценки ни в коем случае нельзя. Бывает же в некоторых семьях: «Вот я тебе даю 10 тысяч за пятерку, завтра за хорошую отметку получишь еще». Нет!

– Тогда какой должна быть мотивация к учебе?
– Конечно, если говорить первокласснику: «Учись и будешь «анжанэром», он и слова-то такого ни разу не слышал. Он живет здесь и сейчас. Но в 14-летнем возрасте большинство детей уже знают, кем они хотят стать. И им в этом русле нужно помогать и мотивировать.
Ведь лучше быть хорошим парикмахером, чем плохим хирургом, как хочет того мама. Вы должны почувствовать, понять способности вашего ребенка. Если дочка любит лечить кукол, нужно ее немножко подталкивать, если ухаживает за всеми дворовыми котами и собаками, не перечьте ей, а помогите. Зачастую нереализованные мамы и папы хотят реализоваться в своих детях. Не нужно навязывать детям свои несбывшиеся желания!

– Кстати, о братьях наших меньших. Если все, что ребенку для счастья нужно, это щенок, заводить ли четвероногого члена семьи?
– Безусловно, когда малыш будет возиться, заботиться, как может, за щенком или котенком, это хорошо. Это любовь, сострадание, которое надо развивать в ребенке. Но будьте готовы к тому, что следить за собакой или котом будете вы. Знаю из личного опыта (смеется).

САД, ШКОЛА…

– В ситуациях, когда ребенок ни в какую не хочет идти в садик и выясняется, что причиной всему – воспитатель, что таком случае делать родителям?
– Если вы не найдете с воспитателем общий язык, лучше все-таки перевестись в соседнюю группу.

– В каком возрасте лучше отдавать ребенка в школу?
– Есть дети, которые и физиологически, и психологически уже готовы к школе в шесть лет. Для некоторых в этом возрасте еще в приоритете игры, у некоторых не развита моторика, и они даже ручку не могут держать. Все в этом вопросе индивидуально и каждый случай нужно рассмат-ривать отдельно. Молодцы родители, которые ставят вопрос: стоит ли вести ребенка в школу в 6 лет.

ГРЕЧКА В УГЛУ – В ПРОШЛОМ

– Как можно наказывать ребенка? Как психологи смотрят на метод «на коленках на гречке в углу»?
– Как говорит Феофан Затворник, любовь и строгость победоносны. Каждый родитель должен чувствовать золотую середину. Да, любить нужно, но не залюб-ливать и не душить в объятьях. Наказывать тоже нужно и сказать один раз «нет» можно. С другой стороны – ни в коем случае не бить!
Например, вы с ребенком каждые выходные ходите гулять в парк. Если он провинился, достаточно лишь сказать, что за такое поведение прогулка по парку отменяется. Не обязательно прогонять его в угол или ставить, как вы говорите, на гречку. Маленького ребенка, который не слушался и «разнес» пол-квартиры, можно посадить на стул и наказать его, сказав, что за такое плохое поведение он должен некоторое время спокойно посидеть.
Время, когда нас ставили на гречку, уже прошло. С ребенком надо разговаривать и чувствовать, что он хочет. Ведь современные родители не слышат своих детей. Даже поведением ребенок иногда говорит о чем-то. Любое поведение – это сигнал. Порой – сигнал о помощи. Если ребенок не хочет ходить в детский сад, возможно, его там обижают, он чего-то боится.
В моей практике был ребенок, который признался, что стесняется, когда его водят за руку в школу. Ведь особенно в предподростковом возрасте они считают себя взрослыми. Но это не значит, что отпустил ребенка и забыл про него. Руку на пульсе жизни своего чада нужно держать постоянно.
Один мальчик избивал своих одноклассников в школе. Когда я начала с ним работать, выяснилось, что у него нет реализованности в родительской любви и признании. Оказалось, что для мамы, которая всю себя отдавала молодому, уже третьему, мужу, сын был определенной помехой. Она просто запирала его в доме, когда уходила, причем запирала в прихожей, чтобы он не поломал бытовую технику. И вот эта обида выплескивалась им в виде агрессии.
Зачастую такое поведение – это невротическая реакция на что-то. И если ребенок в 5 лет сосет палец, это «возвращение» в детство, где ему было хорошо. Другой вопрос: почему?
Когда ребенок в классе «козел отпущения», над ним все издеваются и смеются, тоже есть повод задуматься. Возможно, он ведет себя как клоун и таким образом требует внимания к себе, чего-то ему не хватает. Здесь в работу должны включаться все: школьный психолог, классный руководитель и родители.

– Если у ребенка есть воображаемые друзья...
– Маленькие дети всегда что-то придумывают, фантазируют. Это нормально. Но нужно прислушиваться к их фантазиям. Чего ему не хватает, он может просто дофантазировать. Не хватает любви – он выдумает доб-
рую волшебницу, которая что-то дарит. Мир детских фантазий тоже нужно изучать. Иногда их можно рисовать, развивать, но нужно смотреть, что это за «пантера» или «баба яга», которых он видит.

У РОДИТЕЛЕЙ ВСЕ ХОРОШО

– Вы вспомнили методы воспитания наших родителей и то, что современные папы-мамы уже не те. А дети за время Вашей практики изменились?
– Конечно, подростки нынче уже не те, что были 20 лет назад. Они более свободны во взглядах, общении. И с ними как раньше «иди на гречку» уже не поговоришь, отец уже не поставит на место своего 25-летнего сына, дав ему оплеуху. Сила действия будет равна силе противодействия. Малыши тоже стали другими. В 4-5 лет они уже знают, как включить компьютер, собирают не такие примитивные как раньше кубики...

– С какими проблемами к Вам обращаются современные родители?
– У многих современных родителей вообще проблем нет, они ничего не видят, у них все хорошо.
Однажды в одной из школ мальчика заметили с петлей на шее от веревки на шторе. Когда мы начали с ним заниматься, он прорисовал свой страх. Оказалось, что это чувство в нем породил фильм «Крик» (как родители допустили такое?). И что вы думаете, когда я говорила с его отцом, мужчина сказал сыну: «Больше не рисуй таких картинок!».
На вопрос «Кем ты его видишь?», они отвечают: «инженером, обеспеченным, чтобы он учился хорошо, получил образование и достиг социальных высот». Редко кто говорит о том, что хочет видеть его хорошим человеком. А для этого нужно правильно взрастить эти зерна, что не так уж легко…
Но в основном родители приходят с детишками перед подготовкой к школе, развивать моторику, мышление.

– В каких случаях Вы посоветуете обращаться к детскому психологу?
– Когда вы понимаете, что вы не можете справиться с ребенком, что-то ускользает. Вы должны сами чувствовать своего ребенка. Если он не раскрывается, приходите. То, что он не может сказать матери или отцу, он в картинках, играх может открыть психологу.

Автор: Юлия МИТРАХОВИЧ

Фото: Ивана КУЗМЕНКОВА

Похожие новости:
  • Современные школьники глазами молодого учителя
  • Правила «технического обслуживания» ребенка в зимний период
  • Как помочь ребенку влиться в учебный процесс
  • Привязанность - это больше, чем страсть
  • Как гомельские сироты находят свои семьи?
  • 3994: Детский психолог: Современные родители своих детей не слышат9 апреля 2014: Детский психолог: Современные родители своих детей не слышат!
    Детский психолог: Современные родители своих детей не слышат.
    Детский психолог: Современные родители своих детей не слышат
Добавление комментария
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении:

Эксперимент "Вечерки": принимают ли бездомные милостыню хлебом

Эксперимент У некоторых городских нищих есть мобильные телефоны и, может быть, и квартиры. Прошение же милостыни – лишь легкий способ заработать деньги. Именно поэтому журналист «Вечерки» решила проверить – действительно ли те, кто просит подать на хлеб, принимают помощь хлебом.

Последние номера

Информация о погоде: г.Гомель

Курсы на

Гороскоп на сегодня


Наши опросы

Чего по вашему не хватает в Гомеле?

Аквапарка
Метро
Кафе с WiFi
Всего и так хватает

Показать все опросы

«    Май 2014    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  
» » Детский психолог: Современные родители своих детей не слышат