Людей с табличками и тарой для сбора наличных денег замечают во многих городах. При этом для чистоты или перестраховки деньги они собирают для детишек, которые проживают в других регионах. Гомель стал одним из звеньев жестокой мошеннической паутины.
ПРИЗРАЧНАЯ ПОМОЩЬ
Тревогу забили волонтеры, которые занимались сбором средств на лечение
Леночки Новик, которая, к несчастью всех, держащих за ее здоровье кулачки, ушла от нас.
15 февраля в гомельском гипермаркете ГИППО неравнодушная гомельчанка заметила женщину, собирающую деньги для
Софии Млынчик. Подозрение вызвал пакет для налички. Хотя для создания правдивости картине к реквизитам был приложен чек о денежном переводе на благотворительный счет. Но что делает женщина с полураскрытым пакетом в руках в Гомеле, если девочка живет в Бресте?
– Когда нам позвонили и спросили, в курсе ли мы, что на лечение Софии на улице собирают деньги, мгновенно в голове промелькнула мысль: а вдруг кто-то на самом деле помогает, – рассказывает отец малышки Олег.
Но мимолетная надежда так и осталась мгновенной. Благая инициатива гомельчанки насторожила родителей из неблизкого Бреста. Тем более что информация, указанная на плакате с фотографией в руках мошенницы, давно устарела, да и поступления на банковский счет в последнее время не радовали большими суммами.
– Несколько раз нам действительно звонили люди. Говорили, что представляют одну из религиозных организаций и хотят нам помочь, просили разрешения на сбор денег во время своих молебнов, – говорит мама девочки Елена Млынчик. – Это одно дело. Но собирать деньги на улице… На это разрешения мы не давали никому! А недавно они меня просто шокировали своей наглостью: позвонила женщина и спросила, согласна ли я, чтобы цыганка на улицах собирала деньги для Софии. Потом, когда звонил мужчина, я просто вышла из себя и попросила назвать фамилию и диагноз ребенка. Он даже этого сделать не смог!
ОНИ СКРЫВАЮТСЯ В ТОЛПЕ
Как ни печально, семья Млынчик не единственная в этом потоке грязной «доброты». В сети то и дело появляются сообщения о людях, стоящих у крупных магазинов с реквизитами разных детишек не только в Гомеле. В списке – Минск, Брест, Жлобин, Бобруйск, Могилев, Кобрин. Во многих сборы проводили и для Лены Новик. И стоит отметить, что среди лжепомощников, как их называют волонтеры, не только лица цыганской национальности.
К одному из таких просящих у универмага «Гомель» подошла Виктория. Девушка, которая уже была наслышана о проблеме, сфотографировала «дедушку»
Настеньки Лисовец из Пинска. Слишком настырную и лишнюю в «работе», попросили удалиться:
– Ко мне подошел огромный высокий цыган. Сначала просто спросил, как пройти к цирку, а потом, когда я вызвала милицию, схватил меня за руку и попросил уйти.
Пока милиция ехала, след обоих простыл…
В поисках «неравнодушных» к горю других людей мы решили пройтись по улицам Гомеля. Еще несколько недель назад подземный переход у гомельского универмага был полон нуждающихся. Ктото сидит здесь без ног, смиренно склонив голову, кто-то сопровождает сие действо музыкой, а ктото просит помощи для своих маленьких больных «внуков», «крестников» и «племянников». Но в этот субботний день последних ни здесь, ни на прилегающей к Центральному рынку территории не было. Возможно, после множества сообщений в сети и фактов разоблачения, люди с табличками стали более аккуратными. Мобильность, осторожность и невиданное нахальство…
И только среди густого потока постоянно меняющегося народа на остановке «Универмаг» мы замечаем ее… Плотная женщина цыганской национальности собирает деньги на лечение маленького Мартина. На табличке – фото малыша, банковские реквизиты и ярко-красная коробочка для сбора наличных. В ней – купюры самого разного калибра от тех, кто не проходит мимо чужого горя.
– Да какие тут деньги, собираем вот всем миром, – тихим и жалостливым, наполненным горечью, голосом с акцентом говорит женщина.
– А кто вы мальчику?
– Бабушка. Чем болен? Так вот здесь все написано, читайте, – не желая, видимо, очередной раз вспоминать болезнь своего «внука», отвечает она.
Но продолжать ненужный цирк больше не хотелось. Набираем номер мамы Мартина, по логике, родственницы чернобровой бабушки. Лариса, жительница Пинского района, сразу же осекает: не верьте! Так же, как и все родители, она сама того не желая, попалась на удочку. Пока рассказывала, что так же, как и Елена Млынчик, доверчиво давала согласие на помощь добродетелей, «бабушка» скрылась в толпе.
А ВДРУГ ОТ ДУШИ?
Чтобы хоть как-то сдвинуть с мертвой точки распространение обмана, Олег Млынчик разослал во все областные УВД страны электронные обращения. Пока ответ пришел только из Гродненского управления с сообщением о том, что их письмо направлено на рассмотрение в Брест. Отписка это или нет, родители только рассуждают и говорят о недочетах на законодательном уровне.
– Это никогда не закончится, пока в законе будет дырка. Я считаю, что на сбор денег такого рода нужно нотариально заверенное разрешение от родителей, – рассуждает Елена Млынчик.
Одну мошенницу, которая зарабатывала на здоровье Софии, удалось задержать. В отделении милиции она клялась, что от чистого сердца собирает деньги на ее лечение и после «благотворительно-рабочего» дня всю наличку отправляет на банковский счет. По сути не верить в благие намерения женщины оснований нет. А вдруг и правда велик душой человек?
В УВД Гомельского облисполкома, несмотря на многочисленные фотографии мошенников на улицах города, разводят руками:
– Такие действия расцениваются как нарушение общественного порядка, но заявлений по данному факту, что может стать поводом для начала разбирательства, к нам не поступало. Поэтому единственный метод борьбы с такого рода попрошайка
ми – предупреждения сотрудников патрульно-постовой службы.
Волонтеры, которые занимаются сбором средств для тяжелобольных детей, бьют в набат: почему охрана магазинов, в которых стоят эти люди, бездействует и не обращает внимания на мошенников. Хотя установку копилок для сбора денег для Леночки согласовывали в нескольких инстанциях.
– Это очень циничный способ сбора денег! – говорит волонтер Виктория. – Наши люди на самом деле очень доверчивые. Бросают деньги, порой очень даже крупные, в коробочку вот таким лжепомощникам и бегут дальше, радуясь, что доброе дело кому-то сделали. Вопрос: кому? Мы боимся, что изза мошенников люди перестанут доверять благотворительным сборам, а ведь вместе, по копеечке, мы можем многое.
Чтобы ваша помощь дошла по адресу лучше все-таки самостоятельно класть деньги на благотворительные счета.