– А ну, построились, б.., в очередь!На пять шагов от машины!– плохо одетая, но очень властная женщина хрипловатым командирским голосом строила своих «сородичей».
Разномастную толпу возле заготовительного пункта было видно издалека. Некоторых о времени приезда известили заранее, а сарафанное радио разнесло благую весть со скоростью звука. В итоге сельмашевские бездомные подскочили к машине «Красного Креста» сразу же, водитель даже остановиться не успел. Хватались за ручки и стекла, не реагируя на просьбы волонтеров отойти и выстроиться в очередь. Навести относительный порядок сумели только активисты из их собственной компании…
Такой ажиотаж удивил даже сотрудников и волонтеров «Красного Креста», участвовавших в «антиморозной кампании» уже четвертый день. Слухи о доброте общественной организации разнеслись среди лиц без определенного места жительства чрезвычайно быстро.
Кампания по обеспечению бездомных горячей едой и теплой одеждой стартовала в Гомеле 1 февраля. Повод очевиден – суровые морозы. И если мы, выскочив из общественного транспорта и пробежав пару-тройку сотен метров до квартиры, можем отогреться под крышей дома своего, то некоторые люди такого счастья лишены. Им, не имеющим крова и очага, и решил помочь «Красный Крест».
– Каждый год у нас формируется чрезвычайный фонд, – рассказала председатель областной организации Алла Смоляк. – Его средства используются и в таких случаях. Ныне мы потратили 32 миллиона рублей. Спонсоров не привлекали, все это – наши членские взносы.
На эти деньги благотворители купили хлеб, макароны быстрого приготовления, пюре, печенье, чай, мясные и рыбные консервы, одежду и обувь. И, как запоздавшие Деды Морозы, отправились по местам «скопления бомжей». За день кормильцы объезжают несколько точек, раздавая еду и одежду нуждающимся. В среднем удается помочь 50-80 людям. За тем, как это происходит, корреспонденты «Вечерки» наблюдали своими глазами.
…Толпу, встретившую нас на Сельмаше, удалось утихомирить не скоро. В конце концов, бездомные, которых оказалось 56 человек, выстроились в более-менее стройную колонну, чтобы расписаться в ведомости и получить заветный паек.
– Как с голодного края!– комментировала поведение друзей по несчастью стоящая чуть поодаль Марина.
Она растерянно прятала руки поглубже в рукава своей легкой курточки и периодически подтягивала спадающие фиолетовые спортивные штаны. Не дожидаясь, пока дойдет ее очередь, Марина подскочила к столику с горячим чаем. Немного погрела руки пластиковым стаканчиком и поставила его перед лежащей на мешковине собакой.
– Дана мерзнет, она беременна, – улыбаясь и выдыхая вместе с паром стойкий перегар, пояснила Марина.
Собака к чаю не притронулась, но Марина, похоже, этого не замечала. Попытку позаботиться хоть о ком-то она предприняла.
Заботиться о самой Марине никто никогда не стремился. Ее мать спилась, когда девочка была еще совсем маленькой. Отец пытался увезти ее с сестрой, но тщетно. Детство Марины закончилось в интернате...
В училище она получила профессию повара и даже успела поработать в кафе. Но не выдержала – сама с головой погрузилась в темный омут «пьянок-гулянок».
– А меня по-другому жить не учили, – пожимает плечами 25-летняя девушка.
Теперь она живет на улице, ночует, когда удастся, в подвалах. Правда, не во всякий из них пускают. Приходится долго умолять жильцов и клясться, что не будешь разводить грязь. Впрочем, ее мама, которая скитается неподалеку, умудряется и в тридцатиградусный мороз ночевать под балконами многоэтажек…
Забрать Марину к себе давно предлагают родственники умершего год назад отца.
– Они меня приютят, и жить есть где, и человеком сделают!– хвастается Марина.
– Так почему ж не едете?– удивляюсь я.
– А как я все это брошу?– Марина кивает на маму, своего сожителя и собаку Дану.
Горячий чай и хлеб – для нее большая радость. Как и для всех других собравшихся у машины «Красного Креста». Судьбы у них не менее печальные. 21-летнего Валеру выгнали из дома родители, двух мужчин постарше выставили на улицу собственные детки, а сорокалетняя Наталья недавно освободилась из мест лишения свободы. Документов у нее нет, и жить тоже негде. Правда, как по секрету рассказала Марина, к месту кормежки пришли не только бродяги, но и просто окрестные алкаши, которые хоть и живут в домах, но внешне ничем не отличаются...
Вот так и проходил «пикник на обочине» обитателей сельмашевских улиц. Кто-то заталкивал в мятые пакеты буханки хлеба, кто-то тут же под падающим снегом ел свежезаваренные макароны, кто-то сетовал на несладкий чай. Не умолкал недовольный ропот:
– Дед, иди отсюда, я тебя знаю – ты пенсию получаешь!
– А почему чай без сахара?!
– Э, отвали от раздачи, козел!Не давайте ему, пожалуйста, – он уже подходил!
– Завари-ка мне макароны.
– А хлеб где?
Претензий было, пожалуй, больше, чем благодарностей. Но работой своей, говорит один из волонтеров Артем, они все равно довольны:
– Вчера дали валенки мужчине, который ходил в такой мороз в резиновых сапогах и каком-то подобии портянок. Он сказал «спасибо», но мог бы и не говорить. Главное, что мы помогли кому-то.
19-летний Артем, студент Железнодорожного колледжа, является волонтером уже третий год. В «Красном Кресте» он может и помочь, и реализовать себя. Такие выезды, как раздача еды бездомным, случаются нечасто, но для него это лишний шанс сделать что-то хорошее.
Сама акция продлится до конца недели, и шанс помочь замерзающим бомжам есть у каждого – Гомельская областная организация Белорусского общества Красного Креста принимает от жителей вещи для бездомных. Относиться к вопросу помощи таким людям можно по-разному. Истинно пострадавших от людской несправедливости среди них, прямо скажем, немного. В основном, там те, кто просто не хочет по-настоящему менять свою жизнь к лучшему. Но небольшая помощь, доброе слово или глоток горячего чая не повредят никому.
Ольга ВАЛЬЧЕНКО
Фото Ивана КУЗМЕНКОВА