– Как вы там в Гомеле живете? Холодина у вас?
– Да нет, 15, нормально.
– А по телику передавали, что у вас 35...
– А, ну так это на улице…
Немного гиперболизированный в плане температур анекдот мог бы быть смешным, если бы не был до грусти актуальным: с наступлением затянувшихся крещенских морозов температура в некоторых квартирах перестала быть комфортной. К счастью, наконец-то на улице немного потеплело, но наступление очередных морозов – дело вполне ожидаемое…
«ЗАМЕРЗШАЯ ИЗ ГОМЕЛЯ»
Температура телефонов диспетчерских городских ЖЭУ в эти морозные дни была сравнима с батареями в жилищах. А в моей угловой, к несчастью, квартире единственным теплым местом был шалаш, сооруженный из пары пуховых одеял. Обогреватель с бешеной скоростью наматывал киловатты на электросчетчике, а, прислонившись к стене, за которой шумит морозная улица, можно было почувствовать себя пингвином на льдине. Ночью эта стена зловеще дышала в лицо легким ветерком, при этом чудилось во снах, что сплю на свежем воздухе в гамаке. Звонить и переходить в разряд жалующихся-обратившихся – не по моей части, но это была крайняя стадия отморожения принципов…
В диспетчерской ЖЭУ звонку, кажется, не удивились.
– Мы сегодня целый день ходим по вызовам, но у многих температура даже выше нормы, – ответили на том конце провода. – Поэтому вы сначала сами измерьте температуру и проверьте, заклеены ли все щели в окнах.
Сказано – сделано. Купленный градусник подтвердил, что холодные конечности связаны вовсе не с проблемами кровообращения (или того хуже): столбик комнатного термометра не поднялся выше 16 градусов при норме в 18.
Далее события развивались быстро. Не считая долгого времени ожидания мастера с термометром, который в дверях квартиры так и не появился. В ЖЭУ пояснили, что температуру на оборудовании, которое находится в подвале, уже давно увеличили, а доступ в квартиру для этого не нужен.
– Можете идти на работу, – сказали на том конце провода…
Как хорошо, что работаю не у станка на конвейере, и на входе нет электронного турникета…
ВЕЗЕТ НЕ ВСЕМ
Ситуация изменилась. Батареи накалены. Но тепло от них разбавляется холодным воздухом от угловой стены. От этого температура в комнате увеличилась не намного. Судьба холодной стены пока не определена, ведь таких в городе тысячи.
К слову, проблема утепления жилфонда сейчас – самый насущный вопрос городских коммунальщиков. 45 процентов от всех обращений по ремонту отдельных конструктивных элементов касаются утепления наружных или торцевых стен. В 2013 году порадовали теплым одеянием коммунальщики квартиры 39 домов. Это сооружения застройки далеких 60-х лет еще прошлого столетия.
– Из-за ограниченности финансирования на капремонт в первую очередь мы выполняем работы по утеплению стен домов, имеющих 100-процентное промерзание, – говорит генеральный директор Гомельского городского ЖКХ Виктор Кулаго. – В этом году в списках на эти работы значатся 26 жилых домов. Кроме того, планируется завершить термореновацию и теплоизоляцию четырех жилых домов.
СПАСЕНИЕ ЗАМЕРЗАЮЩИХ…
Спасение замерзающих в данном случае – дело рук самих замерзающих. Чтобы не ждать очереди в перспективном плане коммунальщиков, есть другой вариант: если позволяют средства, можно утеплить свою торцевую стену самостоятельно. Для этого нужно обратиться в ЖЭУ. Сегодня редко кто из горожан обращается с такой просьбой: большинство ждет, когда придет бесплатная очередь. Оно и понятно, ведь, по словам заместителя гендиректора городского жилкомхоза Николая Булавко, цена во многом зависит от этажности и в каждом отдельном случае стоимость утепления разная. Но, говорит Николай Дмитриевич, в миллион рублей уложиться точно не получится…
Кроме городских коммунальщиков такие виды работ предоставляют и частные организации. С расценками у них все коротко и ясно. Стоимость зависит от вида утеплителя: квадратный метр стены, утепленной пенопластом, стоит от 40 долларов, минеральной ватой – от 50 долларов. Последняя, по словам специалистов, теплее.
УТЕПЛЯТЬСЯ, УТЕПЛЯТЬСЯ, И ЕЩЕ РАЗ…
Как правило, многоквартирные дома в городе имеют централизованное отопление. Подача тепла осуществляется теплоснабжающими организациями и зависит температура в наших квартирах напрямую от температуры наружного воздуха. Соответствие параметров температурного графика, говорит гендиректор городского ЖКХ Виктор Кулаго, постоянно контролируют специалисты ЖЭУ. По его словам, при понижении температуры ниже 15 градусов, в городском коммунальном хозяйстве было организовано круглосуточное дежурство работников, ответственных за обеспечение безаварийной работы объектов водо- и теплоснабжения.
При возникновении жалоб жильцов, специалисты энергоснабжающих организаций исследуют причины уменьшения температуры. При появлении «недогрева» они увеличивают расход теплоносителя, так сказать, поддают тепла в батареи. Решать проблемы таким образом приходится лишь в 30-35 процентах случаев. Именно столько обращений по поводу холода в квартирах считаются обоснованными.
– Иногда в квартире 24 градуса, а как только ударят морозы, температура снижается на 2-3 градуса. Жильцы тут же вызванивают в ЖЭС или диспетчерскую городского ЖКХ, – рассказывает Николай Булавко. – Такая же ситуация и с неутепленными окнами и дверьми. Этот пункт при подготовке к зиме много кто пропускает.
Ну а те, кто, как и я, не пропустил все этапы подготовки к нормативным 18 градусам в квартире, при этом все равно живет в «шалашике» и мечтает замаскировать свое жилище со всех сторон утепляющими материалами, могут быть уверены только в одном: весна скоро наступит. Сколько ж той зимы.