Разобравшись с квартирным вопросом, счастливые новоселы вынуждены решать новую задачу, причем со множеством неизвестных. Даже выплата многомиллионных кредитов отходит на второй план. Дело в том, что столь долгожданные, а главное – родные стены не греют… Этот серьезный нюанс заставляет гомельчан обращаться к заказчикам, подрядчикам, строителям… И поиск ответов на строительные «уравнения» порой выводит их к самой верхушке вертикали власти. Почему организации игнорируют глас народа, разбирались в Гомельском горисполкоме.
НЕДОБРО ПОЖАЛОВАТЬСЯ?
В прошлом году в связи с нелицеприятными событиями имя УКСа полоскали, как грязное белье. Прошло время, сменилось руководство. Индикатор состояния организации – работу с обращениями граждан и юридических лиц – изучили гомельские чиновники на заседании.
– Есть ряд служб, которые, к сожалению, имеют проблемы в работе с обращениями граждан, и среди них – УКС горисполкома, – отметил в начале заседания председатель Гомельского горисполкома Петр Кириченко. – Только в этом году 47 поручений горисполкома были рассмотрены этой структурой с нарушением сроков, не говоря об обращениях граждан.
Исполняющий обязанности директора УКСа Гомельского горисполкома Геннадий Щиров уверяет: с мертвой точки дело сдвинули. На предприятии создали отдел контроля качества и работы с обращениями граждан, где работает 6 человек.
Уже в нынешнем году в УКС поступило более 330 обращений. Однако цифры этого полугодия не с чем сравнить: прошлогодняя статистика попросту отсутствует.
Самые наболевшие проблемы гомельчан, которые выливаются в обращения – это жалобы на недоделки, наболевшие вопросы благоустройства, стоимости жилья, прокладки инженерных коммуникаций и сноса частных домов. Треть всех обращений связана с качеством недавно построенного жилья.
Ответы на них горожанам приходилось ждать месяцами. Как рассказала начальник отдела по работе с обращениями граждан и юридических лиц Гомельского горисполкома Алла Беленок, зачастую заявителям направлялись формальные отписки о том, что допущенные строительные недостатки будут исправлены, некоторые обращения вовсе игнорировались.
Многие из тех, кто удостоился внимания УКСа, получили весьма завуалированный и «лабиринтообразный» ответ. К примеру, в одном из писем подробно и детально расписано, какие меры необходимо принять, чтобы решить проблему. Но, как указали специалисты, в здании подобного типа эти действия просто невозможно выполнить.
Как отметила Алла Беленок, в Гомельском городском ЖКХ, которое, как магнит, притягивает устные, письменные и электронные обращения гомельчан, успешно справляются с валом самых разных проблем горожан. Причем поток обращений там в три раза больше, а разъясняют, объясняют и советуют по всем вопросам всего три человека.
КТО ВИНОВАТ?
Так или иначе, все дороги ведут в УКС, который выступает посредником между строительными организациями и будущими жильцами. Получается, что дефекты домов – дело рук строителей, но по договору отвечает за них заказчик – управление капитального строительства.
Надо сказать, виновники не умывают руки. Генеральный директор Гомельского ДСК Александр Гончаров свою вину признает. И отмечает, что силами предприятия ежегодно жилфонд областного центра увеличивается на десятки тысяч квадратных метров. Такого «урожая» не дает никто. Поэтому и жалоб больше.
– За первый квартал мы ввели 780 квартир, по которым получили 115 жалоб, – откровенно рассказал руководитель. – Основные недостатки – дефекты строительных материалов, вентиляционной системы и течь балконов. Это наша вина и наша беда.
ВСЕ МИНУСЫ – НА ВИДУ
По признанию руководителя домостроительного комбината, часть проблем назревает по мере снижения финансирования. Получается этакая «штурмовщина»: деньги есть – стройка идет, средств нет – работа стала. А когда сроки ввода дома начинают поджимать, на объект перекидывают все силы. Строители пытаются поскорее наверстать упущенное, порой нарушая технологии. Отсюда изъяны в сданных в эксплуатацию домах.
Дополняют цепочку «слабых звеньев» подорожание материалов и отток кадров. Самые квалифицированные специалисты уехали зарабатывать деньги за границу, а на гомельских стройках, по словам Александра Гончарова, осталась лишь старая гвардия, которая не позволяет утонуть предприятию, и, к сожалению, часто к ним при-соединяются «случайные люди».
ВЫГЛЯНИ В ОКОШКО…
Как было сказано, одна из самых распространенных проблем – опрокидывание тяги. На семь бед – один ответ: микропроветривание. Но открывать форточку в лютые морозы и запускать холод в квартиру, где находится маленький ребенок, не решается ни один здравомыслящий человек. Даже ради усиления тяги.
Причем эти проблемы – только верхушка айсберга. По предположению представителей власти, ошибки допускаются еще на стадии проектирования домов. Поэтому «рубить» недостатки нужно, когда здание существует еще только на бумаге. А для этого следует внимательно изучить опыт коллег из других регионов.
– Все, что сегодня заслушали, просто кошмар, вызывающий неподдельное удивление, – отметил Петр Кириченко. – Раньше не было компьютеров, все делалось вручную, но таких провалов не было.
Работа УКСа по обращению с гражданами признана неудовлетворительной и по многим позициям формальной.
Члены исполкома настоятельно рекомендовали сотрудникам УКСа не допускать бюрократизм и волокиту и не нарушать порядок рассмотрения обращений. В противном случае придется поплатиться чистотой мундира и трудовой книжкой…
Олеся ЖЕЛЕЗНЯКОВА
Фото Ивана КУЗМЕНКОВА