ВЫХОДА НЕТ?
– Оперативная обстановка, связанная с оборотом наркотиков на территории области, остается по-прежнему сложной, – не скрывая масштабов проблемы, говорит начальник управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми УВД Гомельского облисполкома Юрий Маркевич.
Еще несколько лет назад ситуация была почти спокойная, но наркорынок изменился, среди потребителей стало больше молодежи, а в моду вошел новый вид «удовольствия».
В свое время в знаменитой столице наркоманов, Светлогорске (хотя этот статус уже в прошлом), колоться было модно. Употребление наркотика вызывало жажду, поэтому наркомана на тусовках всегда можно было вычислить по бутылке с водой в руках. Чтобы «быть в тренде», неупотребляющие также брали с собой воду. Мода уходит, вкусы меняются. Сегодня в молодежном наркомире модными или, как их величают, дизайнерскими, считаются «спайсы».
Список запрещенных веществ пополняется постоянно. В этом году в него внесено уже 30 новых веществ, и на данный момент в республике незапрещенных курительных смесей нет.
Временной период с момента выявления до того, как вещество попадает в список запрещенных, 3–4 месяца. Все это время «спайс» свободно «гуляет», и сделать оперативники ничего не могут. Фиксируются и у нас такие же летальные, в буквальном смысле, несчастные случаи, как с падением из окна в Минске. Причина – боязнь закрытого пространства после употребления «спайса». А палаты областной психбольницы наполняют молодые его любители. Сколько таких людей, цифру медики не называют, но, как говорит Юрий Сергеевич, количество можно оценить одним словом – много. Получается, печальный выход из «спайсовой» зависимости один – либо в окно, либо в лечебницу…
ИНИЦИАТИВА НЕ НАКАЗУЕМА
Светлогорск, из которого когда-то в страхе даже начали выселяться люди, смог справиться с бедой.
– Против наркотиков восстало все общество: и милиция, и здравоохранение, и неравнодушные люди, было даже официально обнародовано количество наркоманов. Сейчас этот райцентр по уровню наркомании ничем не отличается от других регионов.
А вот с тактикой «взяться всем миром» против «спайсов» в Гомеле пока что туговато…
– У нас бытует мнение, что проблемы наркомании у молодежи – это прерогатива милиции, школы, но только не родителей. Хотя они самые заинтересованные в этом люди, и первые могут заметить изменения в поведении своих чад. Стадию умалчивания этой проблемы мы тоже уже прошли. Когда учебные заведения очень часто занимали такую позицию, боясь выносить сор из избы со страхом, что к ним будут применены меры наказания. К слову, в прошлом году был подготовлен совместный приказ УВД и управления образования Гомельского облисполкома, в котором отмечается, что если учреждение образования самовыявляет случай правонарушения в своем учреждении, то им за это, как говорится, ничего не будет, – продолжает Юрий Маркевич.
А ведь статистика говорит не в их пользу: только за прошедшие два месяца этого года возбуждены уголовные дела в отношении 22 студентов и учащихся учебных заведений области. Цифра на самом деле ужасающая, если учесть то, что за весь прошлый год их было только 35.
НАДЕЖДА НА ДОБРОВОЛЬЦЕВ
Инициативу создания молодежных антинаркотических отрядов администрации учебных заведений приняли пока весьма настороженно. За – пока только Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины. В остальных учреждениях, как предполагает Маркевич, боятся дополнительной нагрузки, которая ляжет на их плечи. А ведь такие антинаркотические отряды, предшественниками которых в Советском союзе были ОКОДы, по его мнению, могут стать противовесом развитию наркомании в учебных заведениях. Добровольцы, которым даже выдадут удостоверения, будут проводить со специалистами профилактические беседы, присутствовать на различных культурных мероприятиях... Ведь молодежь не всегда адекватно воспринимает слова милиционеров, а к нравоучениям таких же студентов прислушивается. Поможет ли такая инициатива, как всегда – вопрос времени.
По мнению Юрия Сергеевича, участвовать в борьбе со «спайсовой чумой» должны и медики:
– 1275 человек, официально состоящих на учете в наркологическом диспансере, выявлены сотрудниками органов внутренних дел. Это тоже неправильно.
Одним словом, всем миром бы…
«ВСЕ ПОД КОНТРОЛЕМ»
Но все же рассказы медиков во время круглого стола, откровения тех, кто крутится в наркосреде, говорят о том, что заполучить наркотик сродни обычной покупке в магазине. Как комментируют это правоохранители?
– Как мы выявляем наркодиллеров, рассказывать не буду, у нас есть свои методы, все они – в рамках действующего законодательства. Возможности по выявлению этих лиц у нас большие. Да, сайты по продаже «спайсов» есть, но на самом деле это лишь скрытая реклама, и заказать на них наркотик очень сложно, потому что сеть сбытчиков придерживается конспирации. Случайный человек, захотевший купить, так просто это не сделает. Мы все отслеживаем, не волнуйтесь, – успокаивает Юрий Маркевич.
«В РАЗРАБОТКЕ» БУДУТ ВСЕ
– Если вы занимаетесь наркобизнесом, рано или поздно вас все равно задержат, – говорит собеседник. – Ведь все считают себя самыми умными и думают, «с кем угодно, только не со мной». В среднем проходит три месяца после того, как человек начал совершать преступление до момента, когда мы берем его «в разработку». Результат нашей работы один – привлечение к уголовной ответственности за любые действия, связанные с наркотиками.
В 1991 году, еще в последние месяцы существования СССР, была отменена мера наказания за употребление наркотиков. Но по логике, чтобы употребить, его нужно где-то взять, то есть хранить где-то у себя в кармане. А это уже статья уголовного кодекса. Ответственность исчисляется годами. За хранение наркотиков по максимуму можно получить до 5 лет лишения свободы, за сбыт – от 5 до 8 лет, за повторные преступления или продажу в учебных или увеселительных заведениях и вовсе от 8 до 13 лет лишения свободы. Как говорит Юрий Маркевич, в большинстве своем сбытчики получают в среднем по 9 лет.
– Да, говорят, что мера наказания за такие преступления соразмерна наказаниям за убийства, но ведь сбывая наркотики, человек убивает не одного человека, – резюмирует специалист.