В последнее время в Беларуси пристальное внимание обращено на развитие малого и среднего
бизнеса. Должностные лица признают, что именно такие компании являются основой
экономического развития, госорганы формируют соответствующие программы, структуры поддержки предпринимательства готовы оказать посильную помощь начинающим и действующим бизнесменам. Однако у обычного человека, размышляющего о начале собственного бизнеса, есть ряд обычных в таком случае вопросов и сомнений.
Вы хотите свой бизнес, но не знаете, как все организовать?Боитесь, что потерпите неудачу?Изучите все возможности, которые представляются вам в современном мире. Даже в такой рискованной сфере, как бизнес, есть решения, которые позволяют значительно обезопасить себя.
В мире давно используется инструмент, который снижает риски неудачи при организации бизнеса. Это франчайзинг. Франчайзинг – хорошая возможность начать собственный бизнес для небольших организаций, предпринимателей, да и для простых людей, никогда не занимавшихся коммерцией. Франчайзинг можно определить как систему бизнес-отношений, в которой самостоятельный предприниматель покупает у успешной Компании право открыть свое предприятие под ее брендом. Компания-владелец бренда также передает предпринимателю свои технологии, проводит его обучение, контролирует работу, обеспечивает поддержку. Предприниматель за это перечисляет часть своего дохода Компании-владельцу бренда сети.
Покупая франшизу, начинающий предприниматель получает практически готовое предприятие и имеет возможность управлять им, пользуясь преимуществами, которые доступны только крупным корпорациям. У его фирмы уже есть работающий бренд, который имеет репутацию среди потребителей. Головная компания передает Предпринимателю пакет документации в виде инструкций по материалам, сырью, оборудованию, поставщикам, системе сбыта, технологии ведения бизнеса. Также Компания проводит обучение для того, чтобы Предприниматель мог в кратчайшие сроки начать и наладить свой новый бизнес. Вместе с тем, и в процессе работы головная Компания заинтересована в успехе предпринимателя, а потому обучает его и дает необходимые консультации, а также находит вместе с ним решение возникающих проблем. Франчайзинг дает и ряд материальных выгод. Он, как правило, облегчает взаимоотношения с банками, предоставляет возможность приобретения по льготным ценам сырья и материалов. В довесок предприниматель получает исследования и разработки головной Компании. Все указанное ведет к тому, что франчайзинговый бизнес гораздо меньше подвержен риску банкротства, чем бизнес обычного малого предприятия.
Франчайзинг очень распространен в мире и давно зарекомендовал себя как один из наиболее эффективных и популярных методов ведения бизнеса. Подобрать подходящую для себя франшизу можно почти в любой отрасли – магазин одежды или обуви, кафе, детский центр, станция покраски автомобилей, ремонт домов и многое, многое другое.Франчайзинговые сети успешно работают в Европе и США, а в последнее десятилетие бурно развиваются и в России, Украине, Казахстане. Объемы продаж через франчайзинговые сети достигают триллионов долларов, количество франчайзинговых предприятий растет в геометрической прогрессии.
Что касается развития франчайзинга в Беларуси, то у нас франчайзинг распространен не так широко. Одна из причин низкой его известности заключается в том, что законодательно возможность заключать договоры франчайзинга в Беларуси появилась только в 2005 году. С этого времени было зарегистрировано немногим более 100 договоров франчайзинга. Цифра явно несоответствующая емкости белорусского рынка. Анализ позволяет сделать однозначный вывод – белорусский рынок заинтересован в привлечении успешных брендов, технологий и опыта. Использование франчайзинга может послужить катализатором для развития малого и среднего бизнеса. А выход на рынок в период его развития позволит компаниям занять лидирующие позиции и активно расти вместе с этим рынком в ближайшей перспективе. В общем, есть над чем задуматься. Дерзай, читатель!
Евгений Кулицкий