В минувшее воскресенье по поручению Минторга прошел единый день скидок в торговой сети по всей республике. По обещаниям, скидки должны были составить не менее 15-20% за счет согласованного снижения цен на непродовольственные товары организациями-производителями и надбавок торговыми организациями. Как гомельчане отметили этот республиканский «праздник», узнавали корреспонденты «Вечерки».
Скидки и распродажи нашим людям знакомы. Теоретически. По 1,5235 процентов магазины дарят нам практически постоянно. Это безболезненно для коммерческой составляющей, а людям приятно. Скидка ведь. Каждая копейка – на счету.
Как и много лет назад народ сторожит новый привоз «подержанных» фруктов по уценке у киосков. Цены – смешные, продукты – сомнительные. Такие распродажи идут в разрез с санитарными нормами. Но это другая история…
А продукты – всегда «в шоке» от ударов по ценам, которые делают в торговых сетях Гомеля. Конкуренция обязывает. Хотя то, что на скидке видит око, должен проанализировать мозг или кошелек. Потребители уже знают о миражах распродаж.
Воскресный пример: в одном магазине цены на макаронные изделия разгромлены до 8 600 за килограмм, а в другом тот же товар стоит на обычной полке, без акций и распродаж за 7 300.
Такая же ситуация наблюдалась и в единый день скидок. Но большинство магазинов «отметили» его своими недельными и месячными распродажами, которые длились уже не один день.
На входе в новый универмаг спецсотрудники, как и две-три недели назад, раздавали флаера на 10-процентную скидку на приобретение компьютеров, планшетов и цифровых фотоаппаратов. А вот с продуктами, игрушками, посудой и одеждой дело обстояло веселее. Универмаг объявил целый месячник скидок. Некоторые игрушки подешевели сразу в два-три раза, а на салатники действовала скидка 60 процентов.
– Ну, просто грех же не купить, – искала поддержки у мужа и окружающих женщина в возрасте, и ей понимающе кивали. – Если самой не понадобится, какой подарок будет хороший…
А вот туника даже с 30-ти процентной скидкой оказалась на 40 тысяч дороже аналогичной на рядах Прудковского рынка, где еще и поторговаться можно.
…В больших маркетах бытовой техники новогодние распродажи начались уже давно. В большинстве из них специальных акций в этот день не было. Практически каждую неделю – распродажи. В воскресенье в «дешевые ящики» отправились фены, фонарики, светильники в виде союзмультфильмовских героев, щипцы для волос. Все эти товары – со скидками. Народ не обходил эти места и старательно подчищал все, что отмечено цветом, светом и ценником. К вечеру того же дня ящики были опустошены.
Както всем одновременно понадобились мясорубки, мультиварки, кастрюли, стиральные машины и газовые плиты.
– Телевизоры на акции уже закончились, – со скучающим видом объявляет продавец одного из техмаркетов.
Но покупатели уже не были намерены покидать магазин без покупки и принялись расспрашивать советы и рекомендации по тому, что еще не «расхватали».
– И все равно в Чернигове в два раза дешевле! – возмущалась явно расстроенная и не состоявшаяся покупательница.
Тем не менее, уже в полдень многие магазины бытовой техники встречали покупателей полупустыми полками. В некоторых консультанты не успевали упаковывать покупки. А выбравшие товар сторожили у прилавка ревностно следили за каждым словом потенциальных конкурентов, осматривающих тот же товар.
Проданные «счастливчики» ожидают своих новых хозяев с лейблом: «Извините, меня уже купили».
…Очереди в гипермаркет на Хатаевича начинались еще с середины путепровода со стороны улицы Советской. Чтобы занять место на парковке приходилось покружиться – Новый год все-таки. В торговом зале не было пустующего сантиметра.
Самые мудрые шопоголики занимали очередь, как только входили в зал. Вид со второго этажа напоминал муравейник или вход в Мавзолей. А с полными корзинками и тележками устремлялись на поиск недавних знакомых, за которыми занимали очередь.
На втором этаже предприниматели также проводят распродажи – скидки на летнюю одежду и обувь до 50 процентов. Чтобы не вводить покупателей в заблуждение в отдельных магазинах вывесили объявление, в котором черным по белому (уже не празднично) написано, что 29 декабря проводится Единый день скидок. В связи с этим магазин делает пятипроцентную скидку на все кондитерские и мясные товары собственного производства. Как говорится, чтобы не сильно губу раскатывали…
На базе на улице Могилевской – суета. Хотя больше людей крутится вокруг Деда Мороза и Снегурочки, которые угощают конфетами всех, кто рассказывает стихотворение на новогоднюю тематику. Рядом с ними задерживаются не только дети. Взрослые сочиняют на ходу, только бы получить нибудь бесплатно.
Здесь также задолго до «скидного» дня анонсировали скидки до 35 процентов. Но в действительности, раз министерство обязало, делали минус 15. И только на непродовольственные товары и то, не на все. Скидки действительны только на продукцию, стоимостью свыше 50 тысяч рублей. Новогодняя атрибутика – также на ценопаде…
…Чуть более месяца назад столичные универмаги впервые в истории торговли провели «Единый день скидок». Результат превзошел все ожидания. Покупателей пришло очень много. Продажи выросли в 3-4 раза. Ради 15-процентных скидок люди стояли в очереди по полтора часа.
И Гомель ничем не хуже столицы. Хотя тот же мясной фарш, консервированные шампиньоны и ананасы, сок, йогурты можно купить в магазине шаговой доступности по той же цене, без очереди и спешки.
Скидки ли вызвали раскрепощение кошельков гомельчан – вопрос открытый. Однако для многих это слово является магическим, магнетическим и способно довезти если не за тридевять земель, то в соседнюю Украину точно. А Киев пощедрее будет: на некоторые брендовые вещи продавцы снижают цены наполовину. В Европе стали нормой ночи распродаж. Сложно представить, что при таком раскладе стало бы с душой белорусского шопоголика или товароведа...