«Квартирный вопрос» для автомобилей сегодня стоит едва ли не наравне с жилищным. Парк личного транспорта гомельчан растет не по дням, а по часам. В результате «бездомными» остаются тысячи машин. Они, из-за недостатка парковок, ночуют под звездным небом, «укладываются» на зеленых зонах, тротуарах…
ПАРКОВКА О ДВУХ КОНЦАХ
На начало года на Гомельщине зарегистрировано 515 274 автомобилей. Фактически у каждого третьего жителя области, включая стариков и младенцев, есть автомобиль. По некоторым сведениям, еще пару лет назад регион исчерпал лимит по приросту транспорта до 2040 года. А развитие инфраструктуры не успевает за ростом автопарка.
Люди выкручиваются как могут. Кто-то под занавесом ночи оставляет авто на парковке близлежащего магазина, кто-то отпрашивается пораньше с работы, чтобы припарковаться у соседнего подъезда.
Гомельчане, как и все белорусы, оказались заложниками ситуации: ровно едут да негде стать. Эта проблема родилась не вчера, но до сих пор универсального решения никто не придумал. Неоднократно шла речь о возведении паркоконструкций во дворах, но до практики пока дело не дошло.
КТО БЫСТРЕЕ
Особенно остро стоит вопрос с парковками возле организаций и предприятий в центре Гомеля. В эпицентре – места массового притяжения людей.
Порой кружение вокруг рынков и торговых объектов напоминает игру, в которой участники бегают вокруг стульев и кто-то обязательно остается без места. Такие автохороводы водят потенциальные покупатели Центрального рынка, порой проезжая не один круг почета. А, между тем, совсем рядом – паркинг. Точнее – торговый центр, который кроме как паркингом в народе и не называют, но его автоназначение почемуто игнорируют. В ход идут все мало-мальски подходящие места, которые уже прочно закрепились в маршруте эвакуатора.
Рынок Прудковский также имеет бесплатную автостоянку с прямыми проходами к торговым рядам. Но многие предпочитают ютиться по частному сектору и становиться на свой страх и риск под запрещающими знаками.
Ситуация возле крупных торговых центров меняется. Ведь ни один объект сегодня не сдается в эксплуатацию без должного количества парковочных мест, причем, бесплатных. К примеру, в Чернигове, куда зачастую держат путь многие гомельчане, час «аренды» парковочного кармана практически у каждого торгового центра стоит 57 гривен (около 68 наших тысяч). У нас – бесплатно, а три тысячи в час на стоянке считается «дороговато». Есть и еще нюанс, который смущает некоторых автомобилистов и «отводит» от платных стоянок на тротуары.
– Было бы здорово придумать автоматическую систему, – делится рацидеями автоледи. – Чтобы не надо было тратить время, подниматься в будку кассира-охранника, платить деньги и забирать чек.
Но не все так безоблачно. Порой в час«купить» и в Гомеле сложно найти место даже на обширных парковочных площадях. Поэтому, чихая на предрассудки и предубеждения, владельцы иномарок становятся и на места, предназначенные для инвалидов. Большая машина закрывает нарисованную на асфальте инвалидную коляску.
А вот во многие магазины шаговой доступности близ дома придется, все же, пошагать – «ведь наши люди в булочную на такси не ездят».
А ВО ДВОРЕ, КАК НА ВОЙНЕ – ВСЕ СРЕДСТВА ХОРОШИ…
– Нарушение ПДД во дворах является отдельной главой в «парковочной истории», но не менее болезненной, – поясняет старший инспектор ОАиП УГАИ УВД Гомельского облисполкома Катерина Родионова. – Явный дефицит парковочных мест в городе вынуждает многих водителей нарушать правила и парковаться по своим законам. Такие примеры есть в каждом дворе. Оставляя автомашину в зоне действия знака «остановка и стоянка запрещена», автовладельцы создают ряд неудобств для других участников дорожного движения, а в некоторых случаях, паркуясь вблизи пешеходных переходов, на тротуарах и даже на детских площадках, создают реальную угрозу безопасности пешеходам.
В некоторых дворах жители делятся на два лагеря, которые практически в открытую враждуют. Противники знают множество способов борьбы с нарушителями правил парковки. Самый верный – вызвать ГАИ, вслед за инспекторами может подъехать и эвакуатор.
«Пешеходы» изобрели и такой вариант борьбы: фотографируют авто нарушителя и размещают «факт» на интернетпортале «Перехват». Примерно по такой схеме действовали и коммунальные службы, когда машины горожан мешали проезду спецтранспорта.
ПОМЕТИТЬ ТЕРРИТОРИЮ
В Железнодорожном районе, к примеру, еще задолго до снегопадов сообщили, «в связи с наступлением зимнего периода необходимо своевременно убирать проезжую часть от снега и мусора на расстоянии не менее одного метра вокруг своего автомобиля». Так что, в комплект к аптечке и огнетушителю многие добавили лопату…
А парковаться, добавляли в администрации, даже в режиме жесткого дефицита мест, запрещается в радиусе 10 метров от мусоросборников, на газонах, в скверах, на детских площадках, тротуарах. Инспекторы ГАИ советуют автомобилистам парковаться так, чтобы машина не загораживала проезд спецтранспорта: пожарных машин, машин скорой помощи, вывозу мусора, уборке снега.
– Да, я готов каждый месяц платить «квартплату» за парковочное место, чистить снег, выметать его, лишь бы знать, что в любое время – днем или ночью – приеду, и оно будет свободно, – в сердцах говорит автомобилист Александр Л.
Но пока создание парковочных «кооперативов» в наших краях не предусматривается. Впрочем, некоторые активисты ЖСК на парковке возле дома огораживают места для своих авто. Иногда в асфальт вбивают железные столбики, между которыми навешивают цепь. Были случаи, когда въезд во двор загораживали шлагбаумом. В таких случаях, как и всегда, инициатива может быть наказуема – предписанием.
СКОЛЬКО СТОИТ АВТО «ПРИСТРОИТЬ»
Как разъясняет Катерина Родионова, согласно части 1 статьи 18.22 штраф за остановку или стоянку автомобиля с нарушением ПДД на данный момент составляет 0,5 базовой величины, а вот за такое повторное нарушение в течение года нарушителям приходится платить от 3 до 5 базовых величин.
С начала 2014 года в Гомеле к административной ответственности за нарушение правил остановки и стоянки привлечено более 200 водителей. Почти каждый второй, кроме штрафа, заплатил 325 000 тысяч белорусских рублей за услуги эвакуатора и штрафстоянки.
Сегодня под толщей снега зеленых зон и газонов не видно, что успокаивает совесть автовладельцев. Но парковка на газонах также не бесплатна. Действия водителей, паркующих транспорт на газоне, автоинспекторы квалифицируют как по ранее указанной статье 18.22 Кодекса об административных правонарушениях, так и по пункту 3 статьи 15.22 «Незаконное уничтожение либо повреждение газонов или цветников». Такая парковка обойдется намного дороже, размер штрафа достигает от 10 до 50 базовых величин.
– А вот припарковав свой автомобиль «под знак» на проезжей части зимой, водитель может утром не обнаружить его на месте, – продолжает Катерина Родионова. – Мешающий работе снегоуборочной техники, автомобиль подлежит эвакуации.
НОРМАТИВЫ ЕСТЬ
Сегодня проектировщики и инспекторы ГАИ, борясь с ошибками прошлого, стараются не запрограммировать их в будущем. При согласовании проектов строительства многоэтажек в каждом конкретном случае рассматривается максимально возможное увеличение количества парковочных мест или наличие подземных гаражей. Действующие с 2008 года нормативы предусматривают устройство парковки «в расчете 25% парка индивидуальных легковых авто, исходя из уровня автомобилизации и на перспективу, в соответствии с утвержденным не менее чем на 20 лет генеральным планом. Вместимость каждой автопарковки следует предусматривать, как правило, не менее чем на 10, но не более 200 мест». Так что идеальный вариант вполне может быть учтен: нормы позволяют создать места и для гомельчан, и для их гостей.
Мечты, мечты – вот в чем их прелесть… А старые стандарты или вернее – их отсутствие досаждает жителям «хрущевок», ведь в их дворах парковочные места и не предусматривались.
ДОРОГАЯ АЛЬТЕРНАТИВА
В начале 2000-х в МЖК появилась и собственная подземная автостоянка. Это первый официально зарегистрированный в Гомеле «домашний гараж». А три года назад готовились внедрить ноухау: в микрорайоне МЖК «Солнечный» планировали построить подземную парковку и хранить машины под землей. А над ней хотели построить детскую спортивную площадку с усовершенствованным покрытием игрового поля.
Прогрессивная идея и сегодня кажется оригинальной, но пока нереализованной. Соблазн – оставлять авто в пяти минутах от дома и не беспокоиться о его сохранности – велик. К тому же оговаривалась возможность оформить стояночное место в собственность. Но приобрести такую собственность отваживаются пару десятков человек, что недостаточно для начала строительства.
А вот строить многоэтажки с подземными паркингами гомельчане не торопятся. Все объясняется ценой вопроса – будущим новоселам придется оплачивать и квадратные метры под землей.
В Гомеле уже запроектирован как минимум еще один паркинг. В новостройке по улице Волотовской также предусмотрено подземная одноуровневая автостоянка с раздельными рассредоточенными въездной и выездной рампами. Но это пока проекты… И автомобилистам приходится держать автокарман шире…